Компетентность финансового директора компании – залог успешного финансового положения бизнеса и важное условие достижения прибыли. Постоянный рост компании ведет к усложнению ее денежных схем, поэтому так важен постоянный управленческий учет и контроль состояния текущих финансовых показателей. В случае ухода руководителя у фирмы могут возникнуть серьезные проблемы, функция управления и контроля должна быть сразу же на кого-то возложена. Смена финдиректора должна проводиться оперативно и в максимально сжатые сроки, чтобы не привести к убыткам.
Основная задача финансиста - ведение управленческого учета на постоянной основе, для чего нужны специальные знания и навыки, лишь тогда фирме гарантирован успех и процветание. Директора нанимают также в том случае, когда принято решение о ведении управленческого учета, чего не происходило ранее. При этом вы можете дать задание поиска сотрудника на руководящую должность отделу кадров, искать на рекрутинговых биржах на условиях соответствия занимаемой должности, или воспользоваться услугами аутсорсинга, привлекая профессионалов удаленно.
Должность финдиректора требует тщательного соблюдения всех принципов выбора, их необходимо определить заранее.
Выбираем финансового директора: на что обратить внимание
1.Способности и соответствие сотрудника комплексу выполняемых обязанностей.
В зависимости от направления и масштаба деятельности фирмы у будущего сотрудника должны быть навыки и профессионализм в области управления компанией. В рамках крупной компании с налаженной сетью партнерских отношений финдиректор должен заниматься управлением и анализом финансовых потоков, четко отслеживать значения показателей.
Если фирма небольшая, на финансиста возлагают функции операционного директора и бухгалтера.
2.Опыт работы в данной должности, умение управлять персоналом.
3.Стратегическое мышление, работа на перспективу.
4.Стрессоустойчивость, способность находить выход в критических ситуациях, в условиях кассового разрыва.
5.Умение работать с контрагентами, с кредитными задолженностями.
6.Опыт работы в кредитных организациях или в налоговой инспекции.
7.Умение поддержать компанию в условиях минимального бюджета.
8.Поиск перспектив развития фирмы, новых способов достижения прибыли.
Какие типы финдиректоров существуют?
1.Управление всеми финансовыми средствами компании на основе составления финансовой модели и анализа данных управленческого учета.
2.Управление денежными потоками фирмы, своевременная оплата счетов, поддержание текущего движения средств и грамотное распределение финансовых остатков.
3.Управление кредитным портфелем, привлечение кредитов и заемных средств и с целью развития бизнеса. Финдиректор должен уметь договариваться с банками и заемщиками с целью получения денежных средств под минимальные проценты.
В зависимости от конкретных целей выбирайте сотрудника того профиля, который вам нужен.
Определить соответствие кандидата будущей занимаемой должности помогут вам ответы на следующие вопросы:
1.Обязанность и достижения на прежнем месте работы, причина увольнения. К достижениям относят увеличение прибыли, отсутствие кассовых разрывов, увеличение прибыли в прошедшие годы.
2.Привлечение кредитов их банков и получение других заемных средств.
3.Оборот платежей в неделю, контроль движения денежных потоков в организации.
3.Наличие лидерских качеств, умения добиваться поставленной цели.
Отличия финансиста от бухгалтера
Для расширения перспектив развития фирмы и достижения новых высот вам понадобится не бухгалтер, а человек с финансовым мышлением, способный четко определить пути развития фирмы с целью получения прибыли.
Принципы оценки эффективности работы финансового директора
1.Эффективность привлечения денежных потоков. Для этого предварительно разрабатывают график и оценивают его соблюдение. Если график не соблюден, необходимо выяснить причины, учитывая объективные факторы. Может быть так, что нарушены сроки привлечения кредита или не выполнен план продаж в текущем периоде, и вины финдиректора в этом нет.
2.Соблюдение сроков построения финансовой модели, выстраивания бизнес процессов.
3.Составление и анализ итоговой отчетности, внесение обоснованных предложений на основе показателей, инициативность при обсуждении текущих и долгосрочных целей развития фирмы.
Важна инициативность: не генеральный директор должен ставить задачу финдиру, а он сам должен прийти, обсудить цели и задачи и предложить решения.
Как не допустить конфликта финдиректора и главного бухгалтера
Прием на работу финдиректора может привести к разногласиям в работе директора и бухгалтерской службы. Зачастую конфликт заключается в нежелании специалистов разных служб подстраиваться друг под друга. Бухгалтеры могут не понимать, что основа деятельности любой фирмы – это происходящие в ней изменения на основе данных управленческого учета. Возражения со стороны бухгалтерской службы связаны, как правило, с увеличением объема работ для бухгалтерии, перестройка работы отделов для налаживания эффективной системы оборота денежных средств.
Эффективно решить возникшую проблему поможет привлечение специалиста на аутсорсинге, опыт и профессионализм которого поможет корректно найти оптимальный выход в сложившейся ситуации.
Как правильно начать работу с финансовым директором
Еще до того, как вы решили нанять специалиста, необходимо заранее подготовиться к смене руководящей должности и определить способность команды к изменениям. Определите также, решения каких именно задач вы ждете от специалиста, и убедитесь, что его появление не вызовет конфликта в слаженной команде работников. Определите, важно ли наличие высшего образования, опыта работы в бухгалтерии, а также работы с финансовыми рисками и кассовыми разрывами. Наличие лидерских качеств, инициативности и стратегического мышления приветствуются, но не являются обязательными.
Финансовый директор – важная и ответственная должность, поэтому тщательно подготовьтесь к собеседованию, чтобы задать правильные вопросы и согласовать поставленные перед ним задачи. Финдиректор должен понимать, выполнения какого объемы работ он привлекается, чтобы оправдать возложенные на него цели в стратегии развития фирмы. Попытайтесь замотивировать соискателя на должность, предлагая высокую заработную плату, льготы и компенсации.
После того, как управленец проработает какое-то время, оцените произошедшие изменения. Как выполняется план, есть ли позитивные изменения в финансовом отношении, увеличился ли уровень прибыли фирмы.
Нанять финансового директора на полную ставку- оптимальный вариант, но в условиях ограниченности ресурсов отличным выходом станет привлечение квалифицированного специалиста на аутсорсе. Ему будут делегированы функции управления для ведения финансовых дел фирмы с целью увеличения ее прибыльности. Практика показывает, что такое решение будет выгодным и оправданным, позволяя наладить управление фирмой по выгодным расценкам. В этом случае вам будут доступны профессиональные услуги стороннего специалиста, регулярно повышающего свой уровень квалификации с целью эффективного управления фирмой.