Каталог товаров и услуг
Добавьте свою организацию, товары и услуги в каталог компаний Московского.
Подробнее
Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)

Создание и регистрация собственного товарного знака – важная составляющая раскрутки любого бизнеса, стремящегося покорить рынок, выдавить с него конкурентов, и, по возможности, разрастить по всей стране, а может, и по всему миру. На этом этапе некоторые ИП и юридические лица допускают серьезную ошибку – разрабатывают такие слоганы, изображения и прочие элементы, что проверка охраноспособности товарного знака в органах государственной власти (ФИПС) становится невозможной. Причина в том, что они не учитывают законодательные особенности, прописанные в ГК РФ, в результате чего нарушают обязательные критерии, необходимые для регистрации индивидуального обозначения своей продукции!

Что такое охраноспособность

Не каждый товарный знак можно зарегистрировать в Роспатенте. Законодательством установлены критерии, которые позволяют совершить это действие, обозначены ограничения на использование тех или иных:

  • символов;
  • графических рисунков;
  • текстов.

Если что-то из этого не подпадает под правовые акты, то товарный знак регистрации не подлежит, следовательно, предпринимателю нужно искать новые варианты обозначения своей продукции или услуг.

Исходя из этого, под охраноспособностью товарного знака подразумевается совокупность факторов, позволяющих зарегистрировать его в ФИПС, а также возможность при необходимости обратиться в суд по вопросу нарушения авторского права на интеллектуальную собственность. Если охраноспособностью товарный знак не обладает, то спорные моменты, связанные с использованием готового изображения, текста и пр., предназначенного для индивидуализации товаров и услуг, судебным разбирательствам не подлежат.

Критерии охраноспособности товарного знака

Если вкратце, то это совокупность признаков товарного знака, позволяющих провести его регистрацию в ФИПС с последующей судебной защитой в случае необходимости. Если хотя бы один из них отсутствует, то полного набора критериев не будет, следовательно, охраноспособностью знак обладать не сможет. Согласно 1483 статье Гражданского Кодекса России, к этим критериям относятся:

  • Новизна. Перед регистрацией в органах государственной власти товарный знак проверяется на «уникальность». Изображение, текст, цветовые сочетания и пр. не должны повторяться, знак должен быть новым, ранее нигде и никем не регистрировавшийся.
  • Различительная способность. В точности товарный знак не может повторять уже зарегистрированный вариант, однако, закон не запрещает создавать сильно похожие изображения, слоганы и т.п. Тем не менее, отличия необходимы, и потребитель должен видеть их невооруженным глазом.
  • Исключительность. Если текст или изображение товарного знака некогда вошли во всеобщее употребление, то охраноспособностью он обладать не будет. Например, просторечное называние какой-нибудь известной компании («Мерседес» – «Мерс») исключительным являться не будет, это слово давно вошло в обход, в качестве слогана для ТЗ оно не подойдет.

После подачи заявки в любом случае будет проводиться оценочная экспертиза ТЗ, цель которой – выявление несоответствия критериям, установленных законодательно. Готовиться к этому нужно основательно, так как в случае отказа все придется начинать заново, в том числе, повторно платить госпошлину.

Причины отказа в регистрации товарного знака

Повод один – несоответствие юридическим критериям охраноспособности, обозначенным выше. Чаще всего предприниматели получают отказ в регистрации ТЗ по причине того, что пытаются применить в своем индивидуальном изображении государственные флаги и символы, в том числе, гербы городов, в которых осуществляется деятельность. Мало того, что такой товарный знак не будет уникальным, так он еще сам по себе нарушает охраняемые государством символы, следовательно, отказ неминуем, а если каким-то чудом и получится пройти процедуру регистрации, в будущем неизбежен крупный штраф.

Следующая по популярности причина – отсутствие уникальности товарного знака. Например, бизнесмен берет логотип известной по всему миру компании, немного его видоизменяет, и пытается представить в ФИПС, как собственную разработку. Яркий пример – перевернутая буква «М», взятая из названия ресторанной сети Макдоналдс. Часто так поступают владельцы мелких ларьков с шаурмой, разумеется, зарегистрировать подобный ТЗ невозможно, равно как нельзя обслуживать его и представлять под ним свою продукцию. Кстати, низкое качество изображений, нередкое для таких случаев, тоже может стать причиной отказа.

Как вам статья?
нравится
так себе